В отзыве есть: Люди и обычаи, Личные впечатления, Достопримечательности, История, культура, обычаи
БАРСЕЛОНА. ЛА РАМБЛА
Барселона, как и любой приморский испанский город, имеет Рамблу. Это проспект, который проходит, как правило, через старую часть города, условно деля его пополам. Рамблы есть во многих приморских городах, в том числе в Таррагоне и в Жироне. В Таррагоне их даже две: Рамбла Велла и Рамбла Нова.
Это чудесное место, но скорее, не в сезон. В сезон слишком много народа. На Рамбле, по всей протяженности, стоят мимы. Раскрашиваются, наряжаются и замирают, изображая кого-либо или давая короткое театрализованное представление, порой юмористическое и очень смешное))) Обрати внимание на «белого» мужика на толчке)))) Сфоткаться с мимом стоит 2 EUR. Некоторые выступают в основном для фото. Мне там девушка одна очень понравилась; в испанском национальном длинном платье, в черных лакированных туфельках на каблуках, волосы черные, уложены назад, цветок в волосах…Платье красное с черным, в которых фламенко танцуют, в руках – кастаньеты. Лицо, как у куклы))) Косметики много, но кажется, будто так и надо в данном случае; глаза, губы - яркие.
В Барселоне Рамбла приводит к памятнику Х.Колумбу. Ведь именно Арагонские короли, которые в то время правили в Испании и владели Каталонией, снарядили Колумба открывать Америку. Он прибыл в тот самый Порт Барселоны, который потом увидишь на фото, и который расположен справа от памятника, если на него смотреть с Рамблы.
В более спокойное время, когда спадает наплыв туристов, Рамбла превращается в довольно симпатичный средиземноморский бульвар. По обе стороны вдоль неё стоят скамеечки, на которых посиживают испанские пенсионеры – деды, постоянно во что-то играющие (шахматы, нарды, что-то наподобие домино...) и пенсионерки – бабульки с маленькими собачками. Наличие собачек – обязательный атрибут их быта. Причем, удивляет, что практически не увидишь крупных пород; а всё маленькие – мопсики, той-терьерчики... Дедульки испанские прикольные. Очень отзывчивые и простые, немного на наших похожи. Любят показывать дорогу и отвечать на разные вопросы. Ну, а что им еще делать... Они же вообще ничего там и не делают... Наши-то на пенсии: кто – работает, а кто если и не работает, так на дачах чего-то сажают, пилят, строят... Копошатся, короче. А испано-дедам ничего не надо. Только – кабачок, коньячку садануть, в шашки поиграть, поржать, обсудить чего-нибудь. Одеваются деды тоже похоже: любят носить тряпошные кепки, светлые рубашки (дедовские) навыпуск, брюки парашютом и плетеные сандалии)). А вот бабки испанские отличаются! Да и вообще, женщины отличаются в целом от наших существенно. Бабки все с педикюром-маникюром, завивкой, одеты более-менее современно (соответственно возрасту, конечно); то есть никакой обуви и шмоток из сундуков, когда они типа, молодыми были в шестидесятых.
Про собак ещё. Зашел в бар, сижу за стойкой. Рядом дядька-испанец сидит, пиво пьет. Хозяйка и её сын (он помогал матери в качестве официанта) по-английски несколько слов всего знают, а в целом, - ни бум-бум. А мужик этот у меня зажигалку попросил. Чувствует, что я – «немоватый» слегка, спрашивает: «Ты кто? Откуда?» А он тоже по-английски не соображает. Ноль!... Ладно, думаю, будем разговаривать на испанских полуфразах с помощью словарных запасов))) Говорю: «Русский я». Он лыбится, показывает на мой бокал с пивом и маслины, говорит: «Так испанцы пьют!» А я совершенно того не знал, как они пьют. Просто нравится мне пиво с маслинами. Дал ему русского курева, он мне - своего. Чейндж такой))) Он мне пытался объяснять, что в России есть Сибирь, и холодно, а потому русские ребята, типа, - мощь и сила! И пивчанского могут много закачать, литра по три-четыре... Ага, и я сижу такой, - худоба мелкая. Потом стал рассказывать мне про свою машину. И тут открывает портмоне, показывает пластиковую карту, типа банковской, но больше на водительское удостоверение похоже. Не понимаю - что за карта? Называет что-то, а слова такого я не знаю... Он хозяйку на помощь призвал, та – сына. Втроем чего-то вспоминали. Етить их мать! Вспомнили! Кричат мне наперебой – «Дог! Дог!» и смеются. А, понятно! Это у них на собачек паспорта, где год рождения написан, кличка и прочие персоналии. То есть видишь, дружище, у них псина, не как у нас – завёл, и хрен с ней.
А в кабачках - местные. Всё одни и те же. Если, ради эксперимента, посидеть часа полтора, то за это время зайдет сначала Педро, потом Хуан, потом Хосе, потом опять Педро нарисуется, потом опять - Хосе с Хуаном. И так – по цепочке... У меня такое ощущение, что они где-то поблудят, накатят, потом идут домой, полежат. Потом пожрут, накатят, посидят на лавке, потрындят с кем-то из соседей. Иначе говоря, целыми днями пинают балду.
Красотищщща!
Параллельно Рамбле с обеих сторон проходит проезжая часть, тротуары и фасады центральных кварталов, на первых этажах которых всё - магазины, магазины и разнообразные заведения общепита. В Испании, я бы сказал, культ еды. Они очень много едят и, соответственно, готовят. Кухня вкусная, сытная, очень разнообразная. Очень много мяса, рыбы, морепродуктов. Причем, из-за любви к обилию съестного, с радостью включают в продажу блюда и изделия, характерные для рядом расположенных стран, прежде всего – Франции. У них очень много продается всякого сдобно-сладкого, десятки сортов конфет, шоколада, какой-то пастилы, лукумов незнакомых, и еще видов 50 изделий из орехов в сиропах, и в чем-то сладко-непонятном! Повсеместно всякие «СONDITORIA», «CONFETERRIA», «GELADERIA», «BOKERRIA»… Бывают у меня моменты, когда помираю, хочу сладкого. И раз зашел, по-накупил всяких пироженок с каким-то разнеможным кремом, какие-то пирожки, даже не понял – с чем… Они мне по-наложили всё это в конвертики. Всё стрескал вмиг! Вкуснота невозможная! Короче, поесть – не проблема. Но есть одна тонкость. Надо чётко осознавать, что ты хочешь, и в каком качестве. Все кафешки, даже маленькие, называются - «Ресторан». Здесь надо быть внимательнее и присматриваться. Но хорошие рестораны не на каждом шагу, а чисто ресторанный ужин стоит 100 - 150 EUR на брата. А так, в принципе, вкусно поесть можно в крупных кафе или тавернах, евро за 15.
* * *
БАРСЕЛОНА. ПОРТ
Если дойти до памятника Колумбу и свернуть направо, то выходишь на пирсы Порт де Барселона. Порт на самом деле огромный и только в центральной части доступен для прогулок, т.к. это - пассажирская часть. В грузовой части делать и смотреть нечего; одни контейнеры улицами стоят и вагоны с грузом. Центральное здание порта не очень большое, но красивенькое, ты его увидишь; оно с двумя башенками, серо-жёлтое. В зоне порта еще три здания внушительные: Телеграф, Главное пароходство (Капитаниа Женераль) и какая-то Адуана (прости, забыл, что это есть). Очень много корабликов, яхт, лодок пришвартовано. Стоят очень плотно, я даже не понимаю, как они выруливают в море?...И хотя меня не трогает романтика моря, кораблей, парусов, но... порт Барселоны мне очень понравился. Там приятная атмосфера, там хорошо погулять, поглядеть. Или просто посидеть. Настроение поднимается. Яхточки все беленькие. А вдоль пирсов в основном стоят яхты не «ходячие», там рестораны обустроены.
* * *
БАРСЕЛОНА. ПОЮЩИЕ ФОНТАНЫ
Обязательно надо сказать про шоу поющих фонтанов на площади Испании. Вроде бы, говорят, что в Питере – не хуже. Но я в Питере, к сожалению, не был...
В общем, вечером, по-моему в 9 (или в 10, по сезону) часов, когда стемнеет, запускают фонтаны и бьют они под музыку. Представление идет где-то часа полтора: полчаса, затем перерыв на 10 мин, потом вторые полчаса и т.д., с перерывами 3 части. В первых частях музыка классическая (Моцарт и иже с ним), а в последующих – до современной (ABBA, «Barcelona»). Очень красиво и эффектно: музыка громче, струи выше в небо. Да еще с подсветкой! Голубые, желтые, розовые, оранжевые всполохи, как пламя! В центре большой фонтан, по кольцу вокруг – поменьше. Народа, конечно, уйма! В прошлом году смотреть лучше было; ветра не было. А в этот раз приходилось постоянно всем отбегать, ветер водяную пыль так нёс, будто шторм))) Фотографии красоты не передают вовсе. Музыка громкая, фонтан высокий, светящийся.
* * *
БАРСЕЛОНА. ГАУДИ
Совершенно особая тема в рассказе о Барселоне – это творчество знаменитого архитектора Антонио Гауди. Наверняка ты всё это знаешь, поэтому долго не буду подробничать. В общем, Гауди был модернистом, а я бы сказал – авангардистом. У него было много творений, но остановлюсь на двух: это всемирно известный собор Святого Семейства La Sagrada Familia, и парк Гюэлль. Собор мне очень понравился. Если честно, я не поклонник авангарда Гауди, не понимаю полёта мысли, вложенной в архитектуру... Мне потому "католическая" архитектура больше нравится! А Гауди – художник. Это был крик его души, а такие вещи настолько интимны. Попробуй, разберись в чужой душе... Но Собор просто великолепный. Его до сих пор строят. Говорят, Гауди на этой стройке и скончался в нищете. Испанцы говорят, что если этот собор достроят, то наступит конец света (шутят). Особенность в том, что его бесполезно фотографировать целиком – не помещается, не хватает площади окружающих тротуаров и дорог. Он очень высокий. Нет, не просто высокий, а громадный! Не знаю, сколько метров... Наверное, метров 200... В целом, напоминает готический храм. Построен из железобетона и снаружи весь ажурный, украшен лепными статуями святых в динамике, со сценами из жизни по Евангелию. Издали кажется, что вся эта лепка, как в пещерах сталактиты. Он ассиметричен, с разных фасадов – разный. Как говорят: «Если не видел Саграду Фамилию, считай, что и в Испании не был»))))) Обязательно надо посмотреть. Кажется, что в России, ни в одном городе, даже в Москве, нет таких грандиозных и высоченных построек. А если даже и есть, так пространства у нас больно широки, и высота не так высока. А ведь мы говорим не только об этом творении Гауди... В той же Германии рядом с собором у меня просто голова кружилась от высоты сооружения!!!
Второе творение – это парк Гюэлль. Это чудо я не понял. Не впечатлило. В общем смысле – «пряничные» домики. То есть парк на возвышенности, в котором Гауди понастроил всяких коттеджиков с разноцветными крышами, как пирожные. Вылепил скамью. Полукругом идет бетонная скамья (типа, диван), облицованная керамической разноцветной плиткой. Гиды рассказывали, что Гауди заставлял строителей снимать штаны и голой задницей садиться в жидкий бетон, так получались сиденья, которые он потом украсил плиткой. И якобы из-за этого сиденья безумно какие удобные. Не знаю... Я своей костлявой ж…ой сел... Штаны, конечно, не снимал... Жёстко и неудобно. Короче, парк этот меня не очень восхитил.
* * *
ГОРЫ МОНТСЕРРАТ. МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Я очень рад, что съездил в этот монастырь. Поездка недолгая и увлекательная. Сначала едешь на автобусе, по серпантину поднимаешься на высокогорное плато. Там автобус с тобой прощается, т.к. на скалы дороги нет. Туда идет монорельсовая дорога. По ней едет поезд (фуникулер) из 5 – 6 вагонов с широкими окнами, стеклянными дверями. На этом поезде поднимаешься круто вверх, за окнами – отвесные скалы. Многие фото горных пейзажей сверху сделаны как раз из этого вагона. Монастырь Монтсеррат – очень известный, солидный и как бы... статусный. Туда очень большой конкурс на обучение детей и ограниченный набор. Монахи берутся учить детей на протяжении нескольких лет, но многих взять не могут, т.к. и самих монахов не много. После обучения из монастыря выходят почти готовые врачи, химики, биологи... и – «зелёный свет» во многие престижные университеты. Монастырский хор мальчиков – лучший в Испании, они записывают псалмы в хороших студиях. Их пение на мессах – это, так сказать, классика жанра. Чтобы венчаться в этом монастыре молодожены записываются за 2 (!!!) года до предполагаемой даты свадьбы. Мне повезло, я застал церемонию и успел сфотографировать выходящую пару. Испанцы шутят: «Пока очередь дойдет, пары распадаются»)))) Территория монастыря большая, инфраструктура достаточно развита и неплохо вплетается в древние постройки. У них есть идеальные автомобильные дороги, почтовый узел, всё телефонизировано. Ну, типа, городок маленький. На нескольких фото увидишь примыкающие к монастырскому комплексу чистейшие тротуары, дороги. Везде освещение, фонарики, газоны, парковки, заправка, магазины. Я видел в небольшом ущелье оборудована даже небольшая пожарная часть, машины стояли. За всем этим следят, и я думаю, не только монахи.
После того, как выходишь из этого фуникулера, попадаешь на площадь. Из неё узкий вход по ступеням вверх к колокольням и собору. Тоже впечатляет. Потому, что сначала не видишь, а потом начинаешь подниматься наверх, и тебе открывается фасад храма. Красиво.
Основная достопримечательность этого монастыря это – Чёрная Мадонна, статуя Девы Марии, держащей на коленях младенца Христа. А в правой руке она держит круглую сферу. Это, прежде всего, то – из-за чего туристы стремятся посетить Монтсеррат. История этой статуи уходит в века. С неё и возник монастырь. В 6-м веке пастух, пасший овец, в ущелье внизу (оно есть на фото) в пещере нашел вырезанную из дерева (!!!) эту скульптурку Мадонны. По селам пошли слухи: кто спрятал в пещере, почему? Они взяли эту фигуру и передали местному аббату Оливе, который являлся основателем близлежащего монастыря в горах. Аббат забрал статую и разместил её в монастырском соборе в главном зале. И вдруг, фигура почернела. Современные ученые считают, что это произошло со временем от постоянно горевших веками свечей. Типа, дерево выделяло смолы, которые дали черный окрас. У неё и у Христа черные лица, черные руки и ступни. Но священники, естественно, придали всему этому мистический смысл. Представь, эта статуя – из дерева! Оно сохранилось почти полторы тысячи лет! Статуя небольшая, высотой около метра всего. К сожалению, её категорически запрещают фотографировать. Да и моменты выбирать очень тяжело, поскольку осмотр Черной Мадонны – это целая церемония. Туристов подводят к боковому входу в собор. Дверь узкая. Всех выстраивают гуськом, друг за другом. Ведут процессию по узкому коридору. Почему-то все замолкают. Даже, честно сказать, страшно становится. Коридоры очень красивые, внушительные. Везде роспись, художественная лепка, резьба, позолота, сводчатые потолки, двери деревянные резные, с барельефами святых. Окон нет. Горят свечи в высоких поставцах... Жутко... Процессия доходит до небольшого зала и останавливается на несколько минут. Все молчат. Потом начинается движение. Из этого зала идет винтовая лестница с узким коридором круто наверх. Лестница протяженная. Такое ощущение, что поднимаешься на приличную высоту. Смысл осмотра еще и в том, что есть один древний испанский обычай: надо подойти к Мадонне, загадать желание и одновременно дотронуться до сферы. Желание обязательно сбудется. А женщине, чтобы забеременеть, надо дотрагиваться не до сферы, а до руки Мадонны, до её пальцев. Мадонна закрыта стеклянной выпуклой витриной, а рука со сферой открыта и доступна.
Этот обычай сделал статую национальной каталонской гордостью. Поэтому во многих церквях и соборах других городов Каталонии сделали множество её копий. Я сделал фото из другого храма, увидишь. Копия достаточно точная, но новенькая.
Ближайшие окрестности монастыря представляют собой как бы парк в горном ландшафте. Там можно увидеть много свежих скульптур, зачастую в стиле модерн. Это подарки монастырю разных известных скульпторов. На одном фото увидишь фигуру рыцаря в арочной нише, у него лицо вогнутое. Особенность в том, что в какую бы сторону ты ни отошел, - он всегда смотрит тебе прямо в глаза. Провожает глазами. Вот ведь сделали! Жутковато.
* * *
БЛАНЕС. БОТАНИЧЕСКИЙ САД
На побережье Коста-Брава есть небольшой город Бланес, а не далеко от него – ботанический сад. Основная тема там – это коллекция кактусов. Один ученый-ботаник купил когда-то несколько гектаров неплодородной земли на возвышенности и создал сад. Кактусов много, многие из них цветут. Очень красиво. Опунции сбрасывают на дорожки «детишек» - кругленькие такие кактусики сиреневого цвета, размером поменьше куриного яйца. Я поднял, хотел себе посадить... Пол дня потом иголки из пальцев вынимал... А ведь знал, что нельзя голыми руками хватать! Иголки мизерные, еле заметные. У взрослой опунции большие, а у детишки - мелкие)) Вообще, сад красивый, гармонирует с ландшафтом. В некоторых местах есть постройки в типично испанском стиле, в виде гасиенды. Кстати, на весь сад один только служащий, который сидит на входе и продает билеты. А по самому саду надсмотрщики не ходят;-) Там вообще никого нет;-)
* * *
ПАРК ПОРТ-АВЕНТУРА В КОСТА-ДОРАДЕ
Я уже упоминал этот парк в предыдущих рассказах. Находится он в области Коста-Дорада, в квадрате между городами Салоу, Реус и Ла Пинеда. Он - второй по величине в Европе после французского Дисней-Лэнда. Парк мне понравился. Людей, конечно, много. Шумновато. Был там 2 дня. Если берешь билет и покидаешь парк позже, по-моему, 7-и часов (или 8...) вечера, то на выходе тебе билет продлевают бесплатно ещё на один день. Очень много аттракционов всяких для различных возрастных групп, экстремальных и не очень. Все аттракционы внешне соответствуют зонам этого парка. Парк разбит на зоны: Полинезия, Китай, Дикий Запад, Европа, Мексика... А также зонам соответствуют находящиеся повсюду кафе и рестораны. В каждой зоне на эстрадных площадках выступают танцевальные и песенные коллективы в соответствующих костюмах. К примеру, в зоне Дикий Запад играют ансамбли, разодетые под ковбоев. Фото увидишь. Смотрел выступление танцевального коллектива каких-то туземцев (в зоне Полинезии). Площадка, на которой они плясали - песчаная; песочек белый. А вокруг, амфитеатром, возвышаются ряды груботёсаных, деревянных скамеек. Зрителей много собралось. А поскольку это - парк, место общественное, то вся масса туристов в нём очень разношёрстная. Европейцев, разумеется, большинство. Испанцы, голландцы, французы, итальянцы, англичане, немцы, бельгийцы... И вот они все сидят на скамеечках, смотрят с удовольствием эти индонезийские танцы. Танцоры (парни и девушки) смуглые, азиатского типа или какие-то мулаты. У девок на шеях цветочные гирлянды, юбки гавайские. Мужики больше на индейцев смахивали. Танцы ничего так. В стиле – "Ууу! Ааа"... под там-тамы. И тут, вдруг, солист этого ансамбля начал публику заводить, кричит на трех языках (по-испански, по-английски и по-французски): «Ребята! А ну-ка, вставайте!... Ии-и-и, ручками - вправо, влево... вправо, влево... рраз, два... рраз, два». Прикинь, и вся эта разнопёрая орава, весь этот евросоюз дружно поднимается и начинает руками двигать справа налево!))) Ладно бы, дети были... А то все встали! Все! Причем, с такими сосредоточенными, угрюмыми физиономиями. Фотки я сделал, посмотришь. Кстати, на одной из них, где все сфотографированы слева (а люди - справа от меня) приблизь и поищи там одного чувака, ирландца рыжего, с короткой стрижкой и бакенбардами. Он в белой майке и черных брюках. Рассмотри))) На «братка» похож... Стоит так, самозабвенно, и машет... Долго я умилялся над этой ситуацией.
А в зоне Дикого Запада играл ансамбль кантри. Солист был негр. Ну, спели они несколько песен, и негр начал участников группы зрителям представлять. Говорит: «Спасибо вам, джентльмены! Для вас играли: ударные – мистер Пабло!...Саксофон – мистер Николай!...Клавишные – мистер Аррррмен!...» Интернациональный коллективчик).
А еще важно, что в каждой зоне характерный ландшафт и все постройки соответствуют стилю. Даже растительность подобрана и высажена специально. И всё это создано человеком! Всё насадное. В мексиканской зоне везде грунт песчаный, камни валяются, кактусы растут. В индонезийской пальм много. Про выплывание кораблика по реке (каналу) в зону Европы я тебе уже рассказывал.
Посещать парк надо два дня. Одного – мало; парк большой достаточно.
* * *
ТАРРАГОНА. ГОТИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ
Древний готический центр города очень красивый, отличается своеобразием практически от всех виденных мной городов этой провинции. И поэтому произвёл на меня большое впечатление. К примеру, только в Таррагоне я смог увидеть здания, на фасадах которых высечены года их постройки (допустим, 1216 год (!!!), представь себе...). Опять же, только в этом городе я заметил традицию вывешивать между домами (поперёк улиц) красивые флаги с какими-то чудными персонажами-карликами в одежде разных эпох (хотя в моё присутствие никаких карнавалов не было). Повсюду (на фонариках, балконах...) каталонские полосатые вымпелы. Особенность также и в том, что в Таррагоне больше всего разукрашенных фасадов домов. Один такой дом видел, чуть в обморок не упал))) На плоской стене красками нарисованы: балконы, люди на балконах, карнизы, окна, цветы, жалюзи, дверь с выглядывающей оттуда лошадью. Всё нарисовано! И всё это с полутенями! Реальная только синяя оконная витрина (внизу, слева)... Просто – слов нет!
На первых этажах этих зданий ХIII века в сводчатых помещениях (увидишь: открытые сводчатые проёмы) находятся сувенирные лавки и кафе-рестораны. В этих ресторанчиках планировка древняя, тех времен ещё. Единственное, что новое – это, конечно, стульчики, барные стойки, столики, холодильники с напитками, люстры и т.д.)))...
Кстати, и официанты с барменами...)))
На одном фото, обрати внимание, основание балкона из грубых тёмных брёвен с двумя белыми колоннами. Так вот эти бревна и колонны ХIV века! Самая древняя улица Таррагоны на фото №1833; проход между домами, перекрытый потолком также из старых брёвен.
По улицам города ходить вообще очень даже прикольно. Дело в том, что расстояния вообще у них везде маленькие. Всё очень плотно. Это касается и расстояний между государствами, и расстояний между городами, и внутри городов – между кварталами, домами, улицами... Поэтому там можно, как бы сказать, «блукать», но не заблудиться. Поскольку маршрут, например, по одной улице от её начала и до конца займет минут пять. Затем поворот, другая улица – минуты три... Опять – поворот. Тут ты путаешься. Потом понимаешь, что ходишь по-кругу. И в итоге, выходишь на первую свою улицу, но хорошо, что «блуждения» заняли всего минут 15 максимум))) Но это даже интересно! Хорошо ещё, что Таррагона, например, расположена на плоской местности (как и в принципе, вся Коста-Дорада), а вот Тосса де Мар (крепость на берегу в Коста-Брава) – в горной. Так там, напомню, куча всяких каменных ступенечек на улицах на подъём и на спуск. Тут, конечно, без карты не обойтись... Кстати, в любом городе, как я тебе уже говорил, есть информационные пункты для туристов и там всем желающим бесплатно выдаётся карта с нанесёнными на ней достопримечательностями.
* * *
КАТОЛИЧЕСКИЕ КЛАДБИЩА
В виде отступления от общей темы, хочу рассказать тебе об испанских кладбищах. Тема, я понимаю, далеко не «солнечная»... Но мне было очень интересно посмотреть. В общем, могилки на кладбищах у них двух видов:
1) невысокие, но многоэтажные «домики» для среднего класса (примерно, как уменьшенные во много раз, наши многоэтажные дома) и
2) красиво (даже пышно) оформленные семейные склепы с башенками, барельефами на религиозные темы, статуями святых, прочей художественной лепкой, в основном в стиле католического барокко.
Склепы есть и авторской работы. В таком случае, рядом с табличкой с фамилиями и именами умерших прибита табличка с именем скульптора. В склепах внутри - маленькая комнатка 2,5 х 1,5 м., где по правую и левую стену располагаются каменные ниши с каменными же крышками ярусами: нижняя и верхняя ниша, а всего – 4 по обе стороны. К сожалению, фотографий кладбищ у меня нет...
«Дома» для людей среднего класса образуют собой на кладбище целые улицы и кварталы, примерно, как и у нас наземные могилы. В стенах этих «домов» проделаны квадратные ниши с дверцами, которые расположены рядом друг с другом и идут вверх этажами. Общая высота «домика» примерно, метра 2,5 – 3. В этих нишах, как ты уже и понял, урны с пеплом умерших. Издали смотришь, похоже на окна. Перед нишами каменные полочки, на которых они ставят вазочки с цветами, маленькие статуэтки. А как раз на дверцах выгравированы имена умерших, даты рождения и смерти, и фотографии. Причем, зачастую, в одной нише находятся урны с прахом двух человек. Такой принцип устройства кладбища, естественно, продиктован экономией места.
* * *
ТАРРАГОНА. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Отдельная подборка фотографий посвящена Кафедральному собору в Таррагоне. Ты уже многое видел и вполне представляешь себе католические храмы. Возможно, тебе скучно будет смотреть и читать... Но всё же этот собор я хотел бы тебе показать, и совсем вкратце дать небольшие комментарии.
Дело в том, что первый крупный собор (и именно – кафедральный) я увидел в Таррагоне. Впечатлений – масса. Уже потом, побывав на экскурсиях в других городах, прежде всего в Барселоне, видел и подобные, и больше. А в Барселоне в ответ на моё восхищение таррагонским собором, наша русская гид Таня сказала мне: «Да ну, что ты! В Таррагоне собор ни в какое сравнение не идёт с барселонским!» Но я думаю, что нельзя одну красоту сравнивать с другой, тоже не менее - красотой.
Особенность собора в том, что он в средние века так и не был достроен. В смысле 100% соответствия проекту. На фото (№1724) ты увидишь главное здание собора и арочный вход в него. Посмотри, над входом - круглое витражное окно (это называется – главная «роза» собора), а над ней – ничего. Нет шпилей, башен... Но всё остальное, весь комплекс зданий собора, колокольня, внутренний двор, убранство внутри – всё это в средневековье было полностью доделано. Остановила завершение строительства эпидемия бубонной чумы, которая свирепствовала практически во всех странах Западной Европы в ХIV веке. И они не успели достроить главные башни.
Этот храм от других отличает особая красота портала, наличие скульптурных групп по обе стороны от ворот (такого я не видел ни в одном храме), особая красота «розы», деление ворот на 2 части скульптурной композицией Девы Марии. Внутренне убранство алтарей тоже красиво. Витражи, конечно, меньше, чем в Барселоне. Но и они впечатляют.
Больше всего мне понравился там потолок в одном из приделов собора. Он на фото №1739. Потолок деревянный, полностью раскрашен и залакирован. Представляет собой перекрытия из бруса «клеткой», с нарисованными по всей поверхности узорами, символикой, гербами Таррагоны (белая буква «Т» на красном щитке) и гербами местной знати.
Заметен характерный момент в католических (да в любых западноевропейских) иконах, в отличие от православных. У нас все персонажи на иконах вне зависимости от времени их написания, всегда, так сказать, в одном и том же «византийском» облике (это касается причесок, одежды, ликов и поз людей, даже сюжетов, которые полностью и строго привязаны к Библии). Ну, понятно, школа-то – византийская. Православные каноны иконописи с ХII века уже почти тысячу лет мало изменились. А на католических иконах по-другому: на образцах ХI - ХII веков чувствуется еще некое греко-римское влияние, но уже на иконах ХIII века ты можешь увидеть святых в окружении герцогов, графов, и представителей прочего благородного сословия в абсолютно типичной для той эпохи одежде, на фоне лугов, дворцов и замков. И сюжеты достаточно разнообразные, порой отражающие реальные исторические события. Ну, прямо-таки – целые картины! Это очень интересно, так как по европейским иконам вполне можно изучать, допустим, историю костюма))) Дамы все в соответствующих платьях со шлейфами, гофрированными жабо. Рыцари в доспехах, причем достаточно чётко прорисованных; каждая заклёпочка вычерчена.
Единственный только недостаток в этом храме - не очень хорошее состояние стен внутри собора (местами), разный цвет камней и выбоины.
* * *
РУССКИЕ ТУРИСТЫ
Теперь, без привязки к фотографиям, от «сказок» об иностранцах позволь перейти к теме «Русские туристы». Я понимаю, что тема эта порядком уже поднадоела, и лучше, чем Михаил Задорнов, её конечно же, не знает никто)))
Меня распирает писать об этом только-лишь потому, что видел всё своими глазами. Задоронова послушаешь, и порой думается, что он просто «подсел». Все ржут, тема прёт!!! А дядя Миша и рад стараться. Но когда на всё это в реальности обращаешь внимание, то ужасаешься. При этом я вовсе не злобный человек, не склонен раздувать, но и смотреть сквозь розовые очки просто невозможно. Несмотря на то, что сам – русский, могу откровенно сообщить, что наши с тобой соотечественники на отдыхе проявляют все свои отрицательные качества по-максимуму. Безусловно, речь идёт не обо всех русских туристах. Среди них есть вполне достойные люди. Но то ли всё наше жлобство и хамство бросается в глаза (а на хорошее просто внимание не обращаешь...), то ли хамов у нас – подавляющее большинство... Не знаю... Глядя на всё это, убеждаешься в том, что мы действительно, отсталая нация. Я не веду речь об отсталости России. Это – «другая» отсталость, она видна в отличии быта европейцев от нашего быта, в строгом соблюдении западными людьми норм закона и правил. Всё это понятно. Нужно сделать оговорку: в России великая культура, а потому образованные и воспитанные русские всё же выгодно отличаются от иностранцев. Они эрудированны, шарят в кино, искусстве, балете, знают историю, географию. Смешно, но эти воспитанные иностранцы частенько путают расположение стран на материках)))
Ладно, долой лирические отступления!
Первая черта.
Меня всегда удивляло, почему русские так любят ругаться друг с другом? Почему мы такие злые?
Европейцы – люди предельно вежливые. Сто поклонов тебе в ответ, тысяча улыбок, шуточки-прибауточки; юмор, порой, своеобразный...но надо сделать скидку)). Я себя, вроде бы, хамом не считаю, но сначала и мне даже было сложно с непривычки, так как постоянно приходилось раздавать направо и налево: «Здравствуйте!», «До свидания!», «Спасибо!», «Пожалуйста!», «Как дела?))», «Извините!» На улицах наши растворяются в толпе туристов, но когда формируются группы на экскурсии, то только сиди и впечатляйся! Наши садятся в автобус. Садятся шумно. Но не как испанцы – шумно-весело, будто бы карнавал в автобус запихивают, а шумно-зло. Наблюдаю за парой средних лет. Жена, энергично двигая плечом, теснит зазевавшихся у передней двери туристов, врывается в салон автобуса... В это время её муж атакует среднюю дверь (Это она так всё распределила! Подстраховалась...))) Зайдя, она машет рукой, показывает пальцем не понятно куда и орёт мужу через весь автобус:
- Гриша!!! Мне там займи!... Мне займи!
В это время другие пары, группки друзей, усевшись, вдруг начинают вскакивать, бьются лбами:
- Давай сюда!!! Там солнечная сторона будет!
...Откуда они знают, где и когда будет солнечная сторона? Сто раз повернем еще... Шторки дергают... Одна тянет – закрывает себе окно. У соседа сзади – открывается. Тот - давай себе! Просто так, только чтобы не уступить. Рвут!!! А что с сиденьями делают! Две пожилые женщины сидят рядом. Та, которая у окна, начинает откидывать назад седушку. Спинка уже, бедная, скрипит. Бабуль, ну хватит! У тебя лежак уже практически получился... Но ей этого мало. Она начинает со всей силы бить своей пожилой спиной (как потом оказалось, весьма больной)))) в спинку сиденья. Сзади них совсем молодая пара - девушка и парень. Парень (он - у окна) начал коленками долбить в бабкино сиденье. Со зла так, в смысле: «Ннна, старушенция, - полллучай!...» И всё это сначала без слов. Возня и долбёжка: бум-бум, бум-бум... Ох, что же тут началось! Бабкина соседка впряглась:
- Маладой человек! Вы совсем совесть потеряли!? У женщины спина больная!
Виновница дебоша слегка пустила скупую слезу (видимо, потому, что отбила себе спину...)
Чуть ли не до драки дело дошло.
Такое впечатление, что русские вообще не знают, что такое «вежливость». Если ты, к примеру, подходишь к двери в магазин одновременно с европейцем, то он отступит чуть назад и вежливо, наклонив голову, рукой покажет, мол: «Пардон! Прошу Вас…» Ты (вежливый такой чувак) со своей стороны ему в ответ: «Что Вы! Только после Вас…» Тогда он войдет и искренне поблагодарит. Сперва кажется - излишняя манерность. Но когда привыкаешь, то понятно, что это - нормы приличия. Жить как-то становится приятнее. Приятнее покупать, работать, развлекаться, передвигаться, общаться и т.д. А ведь элементарные нормы этикета – это всего лишь составляющая, сколько еще норм делают людской быт приятным и здоровым. Обрати внимание, у нас не принято здороваться с незнакомыми людьми. Для нас это вполне – норма. На «нездоровающихся с незнакомыми» не косятся, их не осуждают, это нормально. Ведь, правда? Там же без этого просто нельзя!
Где-то на экскурсии в Чехии (прости, не помню точно - где) заводят нашу группу, как всегда, в единственный и неповторимый магазин с единственными и неповторимыми сувенирами. Ну, и как обычно, мы запустили вперёд на разведку... Кого?... Конечно же, наших отважных женщин из группы, которые и в горящую избу, и коня на скаку, и сувенирный приступом. Блин, запустили! Какой там - "запустили", это они сами "запустились" туда.
"Ветерок" над дверью: динь-динь! От-кры-ва-ем...
Тишина...
Шарканье обуви по плитке.
Люди впереди, почему-то растопырив руки, отклячив зады и вытянув шеи, опасливо входят в лавку. Почему-то озираются по сторонам. Что случилось? О, Боже, сейчас мы все превратимся в стаю пингвинов, увидевших первого полярника!!! Или же мы принимаем позу "любознательный экскурсант"? Таков местный моравский обычай? Или же наш отважный "авангард" хочет кинуться в драку? Но с кем, черт возьми; не вижу, что за дела там впереди?
Тишина...
Продавцы, чешки со словачками, переглядываются за прилавками. Улыбаются. Кажется, будто за минуту до нашего появления они побились об заклад.
Наконец, тишину нарушает одна из наших дам:
- Таааак! Ну, что у вас тут есть?! Показывайте!...
Чешка выдохнула, а словачка спросила:
- Дьефчата, а... у вас, как это... принято... здороватца?
- Мммм...А...а у НАС в магазинах НЕ ЗДА-РО-ВА-ЮТ-САААА! Па-та-му-шта у нас в России все магазины большие, и здороваться там НЕ С КЕМ! - ставит жирную точку в чехословацком пари наша.
Ай, молодец! А находчивые у нас всё же люди!
Языковой барьер?...
Не думаю.
В связи с вопросом о барьере на ум пришла небольшая история, связанная с такой чертой, как наша родная, русская зависть.
В Таррагоне, в одном из кафе (фотку скину прикольную с двумя тётьками) разговорился с официанткой, молодой женщиной. А недалеко русская молодая парочка присела. Поскольку официантка была гастарбайтер из Уругвая, то по-английски так-сяк, но говорила. Она сходит на расслабухе, подаст чего-то на стол, вернётся и давай со мной заговаривать. Ну, я понимаю, ей интересно... Да и мне интересно. Спрашивает, где я живу... Где мой город находится, сколько от Москвы (ну, Москва ж у нас – Столица!!!) Потом вдруг заявила мне, что я не русский... Типа, то ли акцент, то ли диалект не тот... Я опешил и спрашиваю:
- Почему?
- Да ты, - говорит, - не по-русски разговариваешь!
- Как так, не по-русски?
- Да вот, сидели тут у нас ребята… Говорили немного по-другому. Сказали мне, что - русские. Я у них спросила: а откуда вы? Они мне ответили, что из Гданьска(!!!)...
- Дурёха ты, Лоррэйн (это её так звали), обманули тебя паны! Гданьск – это в Польше)))))
Она головой качает:
- Ох, ах! Полониа! Каррамба!
Долго мы с ней над этим смеялись... А мне вообще всегда было интересно, как например, те же испанцы воспринимают другие народы. Про западных европейцев понятно, они издревле все вместе жили. А вот что они думают о дальних соседях, восточных европейцах, азиатах? Интересно...
- Самый гадкий народ, - говорит Лоррэйн, - это румыны! Они все – воры. И молдаване такие же...
Подводит меня к выходу и потихоньку показывает на противоположную сторону соборной площади:
- Вон, видишь, две девушки-официантки стоят у того кафе? Румынки! А выглядеть стараются, как испанки.
А ведь если не присматриваться, то и правда, румынку от испанки тяжело отличить. Тут вдруг я вспомнил пустяковый случай год тому назад в маленьком магазинчике, в Салоу. Магазин рядом с отелем располагался, удобное место. Проходимость была неплохая. На кассе всё время одна и та же брюнетка лет сорока сидела. Иностранцы, заходя, здоровались, кто - «Хай!», кто - «Хэллоу!», кто по-испански - «Ола!». Испанцы заходят, начинают с ней чего-то обсуждать на своём. Она прекрасно диалоги ведёт. Мы тоже заходим: «Ола!» да «Ола!». Она сдачу даёт и на испанском отсчитывает. А наши-то язык не знают, пытаются ей по-английски... Она, типа, но андэстэнд... На пальцы переходят. Однажды покупал я там что-то. Стою, упаковки рассматриваю. Покупателей нет, тишина. И тут, эта кассирша по мобильнику с кем-то начала болтать. Слушаю речь: «Бузулэшти... Мамалэшти...» Оооо, подруга! Всё понятно, кто наша брюнетка-то! Прикинул, на вид ей лет сорок. Значит, помнит четыре буквы – С.